Рубрика "Дом мечты", статья "Очарование сельской старины", зам. директора Страусов Константин - в журнале "Мастерская. Строим дом.", январь 2012 г.

Очарование сельской старины

Дом мечты, наверное, у каждого человека свой. И здесь, на мой взгляд, важнее всего определиться с выбором: один полюс — это европейский хайтек со всеми вытекающими из него удобствами и технологиями; второй — это некая стилизация под архаичный сельский быт белоруса. Мне почему-то ближе второй. Это, конечно, субъективное предпочтение, связанное с яркими впечатлениями раннего детства.

Дом моей бабушки одним из последних в деревне сменил соломенную кровлю на новомодный тогда шифер. Я помогал сдирать толстенный слой слежавшихся за десятки лет снопов соломы. Сверху они были побуревшими и почерневшими от солнца, дождей и снега, а внутри на удивление яркими и золотистыми. Правда, и пыли от такой переделки было предостаточно. И всё же жалко было разрушать хорошую крышу — она не текла, была добротной, просто не модно стало во времена, когда люди уже космос покоряли, иметь такой «пережиток прошлого».

А вот соседка моей бабушки и её ровесница за модой не гналась, и долго ещё её изба оставалась под надёжной защитой старой доброй соломенной крыши. И что интересно: форма такой крыши вызывала симпатию и ощущение какой-то правды жизни. Если сейчас анализировать такое ощущение, то, наверное, можно говорить об эффекте формы, о естественности природного материала, но тогда я сравнивал два соседних дома, и мне казалось, что один — местный житель, крестьянин, а второй — словно солдат в мундире: всё в нем вдруг стало каким-то острым, резким, угловатым… У меня эта острота долгое время даже внутреннее неприятие вызывала.

Отсюда, как говорится, мораль: все углы кровли моего «дома мечты» должны быть по возможности покатыми и сглаженными. Пожалуй, я буду использовать осиновую дранку, ведь современные компании дают гарантию от 20 до 50 лет. Однако исторический опыт показывает, что все эти сроки очень даже относительные, так как практически кровля из дранки может прослужить сто и даже больше лет. Достаточно вспомнить Валаам и Кижи.

И еще одно упоминание о доме бабушкиной соседки. У нее в доме вовсе не было пола — просто ровная утрамбованная земля. В углу, как положено, веничек стоял, пол всегда был чисто подметен. Прямо на земляном полу стояла мебель, у двери — табурет с ведром воды и ковшом. Иногда пол обновляли — посыпали свежей землицей… Летом в деревне дети все бегали босиком, и я навсегда запомнил ошеломляющее чувство, которое испытал, когда вошёл в этот дом в первый раз и… оказался босыми ногами на земле!

И всё же, наверное, я уже не рискну представить себе свой дом мечты с таким «элементом интерьера». Но вот вокруг него хотелось бы что-то такое сохранить. Лужайки на западный манер — это, конечно, неплохо. Но я бы непременно хотел пройтись не по тротуарной плитке, не по стриженному а-ля Версаль газону, а как в детстве, босыми ногами по земле — ну хотя бы по обустроенной садовой дорожке с грамотным дренажом, чтобы не месить грязь после дождя. Кстати, рядом может быть и креативная дорожка из деревянных кругляшей — летом по ним, нагретым солнцем, тоже приятно ходить босиком.

Стены дома, конечно, должны быть деревянными — это, на мой взгляд, самый экологичный материал, и мы им в Беларуси всегда будем обеспечены. Хотелось бы, чтобы каждое брёвнышко радовало взгляд не только снаружи, но и изнутри своим естественным природным цветом — не красить ни в коем случае! Разве что лаком потянуть. Внутреннее решения для дома тоже хотелось бы сделать покреативнее — деревянные межкомнатные стены с внутренним утеплителем из костры — для звукоизоляции.

Я жил в такой избе, которая была своего рода музеем крестьянского быта, поэтому какие-то «музейные» элементы в доме мечты тоже могут быть: жердь под потолком через всю комнату, стол со столешницей без гвоздей, чтобы можно было её строгануть, стулья не хлипкие, а массивные и надёжные. Лавки вдоль стен из доски-сороковки, сундуки под старину. Не хватает воображения – можно и в Музей народной архитектуры и быта наведаться. Впрочем, без фанатизма: я не отрицаю ни пробкового пола, ни деревянных стеклопакетов — в конце концов при желании всё можно стилизовать и не утратить единство стиля. Может, и «полати» какие соорудить, а чердак свежескошенным сеном забить, хотя бы частично. Ведь кто не спал в сене на чердаке, тот в деревне, считай, и не жил… У дома обязательно должна быть традиционная для белорусов завалинка — тут и починить что-то можно на свежем воздухе, и с соседями побеседовать, и чашку вкуснейшего травяного чая с медом выпить. Завалинку я хочу сделать с большим навесом сверху — он и тенек в жару даст, и от дождя спасет.

И еще мечтаю о голубятне. Пусть она стоит отдельной башенкой, и в ней воркуют белоснежные голуби. Что может быть лучше, чем наблюдать за полетом птиц в ясном синем небе!

От современных технологий, конечно, отказываться не будем. Пусть в доме будет печь длительного горения с духовкой — аналог русской печи. И солнечный коллектор тоже пригодится. Компьютер и телевизор можно установить за деревянными панелями. Кухню, конечно, обеспечим современной техникой — жена у меня очень любит готовить. Баньку оборудовать небольшую — для здоровья, и отдыха.

И еще — мне никогда не нравились дома без ставен. Может быть, опять же потому, что у обеих моих бабушек дома были с красивыми ставнями — словно глаза с ресницами. Ни разу эти ставни мы не закрывали на ночь, они выполняли чисто декоративную функцию. Но вот дома без ставен казались мне какими-то недостроенными... Поэтому хочу, чтобы в оформлении дома непременно присутствовала деревянная резьба, причём не лишь бы какая, а с традиционной символикой. Ведь как в старину древние мастера по дереву вырезали свои узоры? Тоже не просто так, а воплощали в них мечту — кто о ладе на земле, а кто о райском саде. И их работа была не просто занятием для рук и для души, а ещё и своего рода молитвой, слова которой и сегодня вполне могут быть понятны тем, кто захочет прочесть эти древние письмена.