Интервью с заказчиком проекта "Дом Шерлока Холмса в Беларуси"

Беседовал Александр Каменчуков

Необыкновенная история о первом доме Шерлока Холмса в Беларуси и о том, кто умеет быть верным мечте

Человек, который пришел в компанию «Протеже БАЙ» с необычной идеей создания архитектурного проекта «Дом Шерлока Холмса», поразил своей увлеченностью и упорством в достижении цели. Свою мечту он вынашивал более 30 лет! И вот наконец мечта стала сбываться. Архитектурный проект дома Шерлока Холмса в Орше завершен. Однако заказчик сказал, что его имя и фамилию можно будет публиковать тогда, когда он заложит фундамент дома и положит хотя бы первый кирпич. А затем он с удовольствием поделился историей и перипетиями этого оригинального проекта.

— Расскажите, пожалуйста, как у Вас возникла такая необычная, если не сказать фантастическая, идея — воссоздать дом Шерлока Холмса у нас, в Беларуси…

— Идея родилась еще в детстве, когда я увидел по телевизору фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Фильм вышел на экран 22 марта 1980 года. Показ первой части, «Знакомство», проходил до начала информационной программы «Время», а вторая часть, «Кровавая надпись», показывалась после нее. Именно в этот день мы с братьями (я в семье самый младший, четвертый, а сестры в тот день с нами не было) посмотрели фильм, причем нас всех почему-то очень заинтриговала квартира, в которой происходили основные события фильма! Мне тогда было всего 12 лет. И хотя мы все вместе заинтересовались квартирой миссис Хадсон, которую она сдавала Холмсу и Ватсону, но воссоздать интерьер той квартиры довелось мне, младшему.

— А старшие братья, наверное, и не вспомнят о том своем детском интересе? Как обычно в детстве — поиграли и забыли?

— Да нет, помнят. Я даже недавно звонил старшему брату, он-то как раз и вспомнил, что этот наш общий интерес возник с самого первого показа фильма. Начиная с того времени, мы стали охотиться за деталями интерьера, которые мелькали в различных сериях фильма на телеэкране. Отслеживали время новых показов «Приключений» и всячески стараясь запоминать малейшие фрагменты интерьера: запоминали, зарисовывали, пробовали даже фотографировать кадры прямо с экрана телевизора: тогда ведь ни видео с режимом «стопкадр», ни тем более Интернета у нас не было. Зато был старенький пленочный фотоаппарат «Смена». Брат закреплял фотоаппарат на стуле, как на штативе, ставил перед телевизором и снимал сюжеты, в которых присутствовал интерьер квартиры миссис Хадсон. Но из целой серии отснятых кадров получился тогда только один. То фото сохранилось и по сей день: на нем изображена миссис Хадсон и небольшой фрагмент интерьера — лестница с балясинами, которая ведет на второй этаж. Но я не прекращал поиски, все время пытался что-то еще разыскать, разузнать, увидеть… В общем, идея меня зацепила — можно сказать, вошла глубоко и сидела внутри целые десятилетия.

— В определенной мере Вас можно назвать даже соавтором проекта?

— Да, я сам пытался что-то вычерчивать, представлял, как должно быть – у меня есть эскизы, но, надо признаться, у меня ничего особенного не получалось. Хотя я отлично помню кадры с интерьером — разбуди меня среди ночи, и я скажу, что и где должно быть расположено. Братьев интересовали также и герои фильма, они даже в них играли. Один из них был Шерлоком, а второй — доктором Ватсоном. Меня же интересовала исключительно квартира. А вот герои, как ни странно, большой роли для меня не играли. Может еще и потому, что я человек самокритичный и хорошо понимал, что я со своим невысоким ростом похож не на Холмса или Ватсона, а скорее на Лестрейда, инспектора Скотланд-Ярда. Но и братья увлекались интерьером: старший даже пытался в комнате сделать из дерева имитацию камина Шерлока Холмса. А вот когда дошло до реализации идеи уже в виде архитектурного проекта (сначала я попытался заказать у нас в городе проект на основе своих представлений) архитектор меня просто не послушал и все сделал по-своему. Его проект мне совершенно не понравился. Потом за работу взялся еще один архитектор, но и он не достиг успеха…

— Вы не хотели строить по забракованным Вами проектам потому, что в них было что-то не так, как в фильме?

— Конечно! Я даже могу показать один из этих неудачных проектов. Смотрите, здесь высота гостиной едва ли не пять с половиной метров! Как зимой отопить такое помещение — не представляю.

— И в итоге Вы вышли на компанию «Протеже БАЙ». Как это произошло?

— По информации в журнале. Я много пересмотрел всяких журналов с различными предложениями, но вот что-то меня остановило на «Протеже БАЙ» — какое-то внутреннее ощущение, интуиция. Это была статья «Дом мечты архитектора» - чем-то она меня зацепила. Я ведь к этому времени уже пришел к решению воссоздать интерьер квартиры в своем коттедже. Такому решению способствовало услышанное где-то сообщение о том, что у актера Вячеслава Тихонова коттедж является копией памятного многим зрителям коттеджа из «Семнадцати мгновений весны». Это сразу меня подвигло на мысль о том, что и мне надо воссоздать английский интерьер не в квартире, а именно в коттедже! А та статья была какой-то живой, не рекламной штамповкой. Так и стала воплощаться в жизнь идея дома Шерлока Холмса. Участок для строительства мне был уже выделен давно, друзья вокруг уже построились и спрашивали меня: «Ну, когда уже начнешь строить, когда?!» Я отвечал: «Подождите, придет время, и вы сами все увидите».

— Есть ощущение, что Вы создаете уникальное как минимум на пространстве СНГ не просто здание, но и привлекательный музейно-туристический объект. Вы готовы к тому, чтобы принимать в нем посетителей? Или Вы все же задумывали жилище только для себя и своей семьи?

— Нет, я это заранее планировал сделать — воздвигнуть дом, а затем уже показать его во всей красе всем желающим. Почему бы и нет? Но только тогда, когда все будет готово. Вот, например, когда художник пишет картину, а к нему подходят люди и начинают обращать его внимание на множество мельчайших нюансов и изъянов, то он начинает нервничать. Мне эта ситуация знакома еще и потому, что брат у меня занимался живописью, а я подходил к нему и донимал этими изъянами — теперь-то я хорошо понимаю, почему он тогда так нервно реагировал на мои замечания. Брат у меня человек очень творческий, он даже предлагал свои чертежи для реализации этой идеи, но меня интересовал не вариант, а именно подлинник. И я задался целью разыскать подлинник чертежей.

— Получилось?

— Не сразу. Дело в том, что съемочный павильон в свое время то разбирался, то собирался заново, съемки шли в течение семи лет. За это время он горел, тушила его не одна пожарная машина, поэтому многие документы, чертежи этого дома, которые могли представлять для меня интерес, сгорели. Но я — человек дотошный. Нашел, какие отделы киностудии работали над фильмом, искал любую полезную информацию. И однажды в Интернете нашелся небольшой эскиз, фрагмент плана квартиры миссис Хадсон... А я к этому времени сделал покадровую распечатку, консультировался у компьютерщиков, допытывался, как мне по этим фотографиям восстановить подлинный интерьер. Но все в один голос заявили, что задача не из простых. И никто за нее взяться так и не решился. Тогда я сам стал измерять размеры, вычислять всевозможные соотношения: кисти человека, длина руки, высота человеческого роста. Узнал, что рост Василия Ливанова и Виталия Соломина был одинаковым — метр восемьдесят. И отталкиваясь от этой информации, вымерял размеры и пропорции помещения, окон, предметов мебели, высоту балясин и прочего. А когда удалось отыскать в Интернете фрагмент плана квартиры миссис Хадсон, то все то, что я нарисовал на своих эскизах, оказалось фактически идентичным. Правда, сам дом там был угловатым, многие пропорции неверные. И там был только план одного этажа. А как показала работа над проектом – там целых 9 уровней! И тогда мне понадобилась работа профессионального архитектора — чтобы из фрагментов отдельных комнат собрать объемный дом. Надо сказать, что интуиция меня не подвела – судьба свела меня с компанией «Протеже БАЙ», а архитектор Полина Рябчевская смогла сделать невероятное – за 6 месяцев работы она добилась сходства с фильмом практически на 100 %. И уже по моей просьбе были сделаны отличия — цокольный этаж, красивая высокая крыша (в фильме Холмс бегал по плоской крыше). Кстати, как рассказал директор «Протеже БАЙ» Олег Щукин при сдаче проекта, до Полины этот проект пробовали делать два других архитектора этой фирмы, но только Полина смогла его осилить.

— Когда Вы впервые увидели чертежи, предложенные Вам архитектором, то внутренне сразу согласились с ними?

— Меня абсолютно все устроило! Архитектор замечательно потрудилась над деталями, сделала очень сложную работу. И когда я прочитал статью в журнале «Строим дом», в которой Полина выразила свою мечту, чтобы на этом доме в будущем появилась табличка с ее именем, я только обрадовался! Пожалуйста, я готов закрепить такую табличку с указанием автора архитектурного проекта, когда дом будет готов. Правда, с условием, что табличка тоже будет выполнена в английском стиле.

— Получается, что теперь каждый фрагмент дома логически вытекает из другого: если даже он не показан в фильме, то в соответствии с исторической эпохой, с архитектурной логикой он должен здесь присутствовать, правильно?

— Да. И долгие годы я жил именно с этой мечтой! Но раньше сроки все время оттягивались, что-то не складывалось… Мне сейчас кажется, что таким образом судьба меня вела сюда — в эту фирму, к этому архитектору.

— Теперь Вам предстоит так же плотно поработать с дизайнером. Но ведь в интерьере квартиры в фильме постоянно мелькает антиквариат? Как будете решать эту проблему?

— Было бы желание, а решить все можно. Где-то будем делать имитацию, где-то вкладывать деньги для приобретения оригинальных предметов интерьера, а подороже или подешевле — жизнь покажет. Поеду в Питер, постараюсь узнать размеры реквизита. Мне это интересно, — это ведь тоже творчество! Мы с Олегом Щукиным, директором «Протеже БАЙ», весь Интернет перешерстили — нигде ничего подобного нет!

— Вспоминается фраза Холмса-Ливанова о лестничных ступеньках в прихожей: десять ступенек, первая скрипит, на седьмой в прошлом году меняли доску… До такой степени детализации Вы планируете доходить?

— Почему бы и не попытаться сделать так, чтобы ступенька скрипела? Достаточно доску высушить получше, она и будет поскрипывать. Или, например, когда доктор Ватсон зашел в комнату Шерлока Холмса, он увидел там живописный беспорядок. Я буду пытаться организовать что-то похожее на показанное в фильме!

— В наш прагматичный век люди уделяют большое внимание удобству проживания. А как с этим обстоит дело в Вашем будущем жилище?

— Здесь тоже все продумано. Для удобства проживания у меня есть цокольный этаж с современной техникой и тренажерным залом.

— Но все же какова главная задача, которую Вы ставите перед собой, строя «Дом Шерлока Холмса»?

— Моя задача — создать копию того самого ленфильмовского дома. Чтобы человек, входя сюда, попадал в своеобразный мирок с неповторимой атмосферой, которую помнят все, кто хоть однажды смотрел фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Я все это так отчетливо представляю — все эти многочисленные детали, атмосферу дома, что со временем, уверен, все сложится воедино. Я даже особенно не тороплюсь, знаю, что все в свое время реализуется.

— Но мысленно Вы уже совершаете путешествие по всем закоулкам своего виртуального дома?

— Да, все, со всеми деталями, все сложилось на основе фильма…

— Красивая история! Почти в стиле Конан Дойля: «Необыкновенная история о доме Шерлока Холмса»… Удачи Вам в воплощении проекта!

— Да, действительно. Спасибо! Сейчас я ищу инвесторов, которые могли бы вложить деньги в дом Шерлока Холмса. И тогда, возможно, здесь будет не просто дом-музей, а например, гостиница для посетителей, которые смогут почувствовать себя в гостях у Шерлока Холмса, посетить паб, в котором могли бы бывать герои фильма, приобрести что-то на память в сувенирной лавке. Уважаемые инвесторы, прошу вас обращаться к Олегу Щукину.

Проект дома Шерлока Холмса